Образовательный проект «Каникулярная школа» как фактор развития социокультурных компетенций учащихся в условиях сельской школы

МБОУ «III Мальжагарская ООШ» с. Чкалов, Республика Саха (Якутия)

Архипова Инна Владимировна,

учитель начальных классов

Архипова Роза Егоровна,

учитель истории

Винокурова Лена Анатольевна,

заместитель директора по учебной работе

Старостина Мария Ивановна,

учитель начальных классов

 

Аннотация: В статье излагается содержание проекта каникулярной школы, разработанной авторами. Подчеркивается, что каникулярная школа позволяет формировать у учащихся социокультурные компетенции и финансовую грамотность в условиях сельской школы.

Ключевые слова: образовательный проект, каникулярная школа, социокультурные компетенции, сельский социум

 

Социальный заказ на организацию каникулярной школы, занятости детей и подростков в условиях сельской местности определяются необходимостью решения актуальных социальных проблем, сложившихся в последнее время в подростковой и молодёжной среде. Нестабильность социально-экономического положения, рост агрессивных проявлений в обществе, снижение воспитательного потенциала семьи, проблемы досуговой занятости, трудоустройства влекут за собой снижение физической и психической дееспособности детей, потерю нравственных ориентиров, рост правонарушений, числа «социальных сирот», безнадзорности и бродяжничества. С другой стороны, в молодежной среде наблюдаются тенденции к свободе, независимости, самореализации, проявлению социальных инициатив [2].

Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей. Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе в пространстве каникул способствует соблюдение в учебном учреждении ряда принципов воспитания: природосообразности воспитания, равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы, принцип центрации воспитания на развитии личности [3].

Именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения.

Еще в 1912 году великий якутский писатель, философ и мыслитель А.Е. Кулаковский в письме «Якутской интеллигенции» отмечал, что «…программы существующих школ слишком чужды нам, слишком не приложимы к нашей жизни… Нужны школы в каждом улусе с программой, соответствующей действительным потребностям нашей жизни». Ведь смысл современного образования заключается в том, чтобы окультурить и возделать свой собственный социум, возделать свое ближайшее место жизни, помочь своему селу в его развитии. На решение вышеизложенных проблем направлен проект «Каникулярная школа», который выстраивается как взаимодействие взрослых и детей во внеурочной деятельности.

Цели и задачи каникулярной школы «Все в моих руках» (для учащихся 5-9 классов):

  • подготовка учащихся к сельской жизни средствами современных бизнес-технологий;
  • привитие практических компетенций в области бизнес-планирования;
  • формирование экономической грамотности и социокультурных компетенций;
  • осознание необходимости предпринимательских умений и навыков для жизни в селе;

Суть каникулярной школы «Все в моих руках» заключается в привлечении родителей как «Заказчик», а школу – как «Исполнитель». Проект разработан для учащихся 5-9 классов, и во время каникул на добровольной основе с ними проводятся занятия проектно-исследовательского характера. Например, проведение математических расчетов по подсчету прибыли, расходов с традиционных промыслов, изготовления изделий, теоретические знания по бизнес-планированию, практические – приобретение средств и материалов. Всего занятий – 18 часов в год.

Этапы реализации проекта:

1 этап: организационный (констатирующий). Цель – разработка и составление плана работы по направлениям каникулярной школы.

2 этап: внедренческий (апробация, анализ). Цель – реализация программы каникулярной школы.

  • осенняя школа – стартовый контроль знаний (начисление себестоимости готовой продукции, реализации и получение прибыли);
  • зимняя школа – получение теоретических, практических знаний и навыков (теоретические знания по бизнес-планированию, практические – приобретение средств и материалов);
  • весенняя школа – практическая деятельность (изготовление изделий, шефство с СХПК (коневодство, крупнорогатый скот) и частными предпринимателями (картофелеводство);
  • летняя школа – «Я умею, я – могу».

3 этап: заключительный. Цель – составление методических рекомендаций с другими школами по организации деятельности каникулярной школы (май – июнь):

  • подведение итогов деятельности каникулярной школы;
  • проведение семинар-практикума для других школ (городских и поселковых).

Ожидаемые результаты:

  • понимание необходимости использования приобретенных умений и навыков в практической деятельности;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность села как равноправных участников сельского социума, упрочнение взаимопонимания между родителями и детьми.

Финансовое обеспечение программы: изучение курса организуется в рамках учебных часов, предусмотренных для реализации внеурочной деятельности.

Рабочий план:

Название Периодичность Количество часов
1 Стартовый контроль Осенняя школа 2
2 «Зимняя рабочая одежда» Зимняя школа 3
3 «Растениеводство, картофелеводство» Весенняя школа 9
4 «Заготовка грубых кормов на зиму» Летняя школа 4
Всего часов 18

Календарно-тематический план:

Темы занятий Содержание занятий Формы и методы Кол-во часов
1 2 3 4 5
1. Стартовый контроль Ознакомление с программой проекта.

Контроль знаний по бизнес-планированию

Тестирование 2
2.  «Экономика». Изучение своего подсобного хозяйства, расчет полученной продукции от подсобного хозяйства.

«Айтал». Изучение инструментов, используемых при забое КРС и лошадей, участие в разделывании туши

«Мичийэ». Изучение названий органов животных, национальные якутские блюда, техника чистки и приготовления «кровяной колбасы»

Теоретические знания по бизнес-планированию, практические –ознакомление со средствами современных бизнес-технологий, приобретение средств и материалов, составление индивидуального плана проекта (сопоставление цен на исходный материал, расчет расходов, прибыли – смета) Составление таблицы, схем, беседа, поиск материалов, аудио-, видеоматериалы, презентация

 

3

 

1 2 3 4 5
  «Культура народов Саха». Возрастная периодизация скота, обычаи и обряды по национальной кухне, обычаи и обряды при забое животных.

Психология. Психологическое сопровождение учащихся с помощью игр, тестов, тренингов.

     
3. Шефство с СХПК (коневодство, крупнорогатый скот) и частными предпринимателями (растениеводство)

Изготовление изделий

Экскурсии, встречи с руководителями шефских организаций, составление проекта детьми совместно с шефскими организациями Беседа, интервью, экскурсия, практическое занятие 9
4. Подведение итоговой работы. Защита проектов, выставка – ярмарка, Практическая работа с применением приобретенных навыков (апробация). Подведение итогов деятельности каникулярной школы Тестирование, презентация, выступление 4

 

Работая с коллективом ребят в каникулярный период, мы стараемся избежать формального подхода к деятельности. Главное в организации каникулярной школы – направленность интересов, мотивы ребёнка, опыт общения и анализ отношения к себе, окружающему миру; познание себя, самореализация. Деятельность в летний период, в свободной неформальной обстановке способствует развитию организаторских навыков у детей и подростков, стимулирует физический труд, укрепляет межличностные связи, создаёт благоприятные условия для формирования сплочённого детского коллектива [3].

Реализация образовательного проекта предполагает переосмысление целей, содержания, способов трудового обучения сельских школьников и построение такой системы, которая обеспечивает подготовку целостной личности хозяина земли, владеющего комплексом знаний и умений для осуществления научно обоснованной технологии сельскохозяйственного труда по избранному направлению [1].

 

Список литературы:

 

  1. Арылахов О.И. Агропрофилированная школа как основа социального развития села [Электронный ресурс] / О.И. Арылахов. Электронная статья. Режим доступа к статье: http://pandia.ru/text/78/564/83890.php
  2. Ромашова Т.В. Программа каникулярной занятости учащихся школы [Электронный ресурс] / Т.В. Ромашова. Электронная статья. Режим доступа к статье: http://gigabaza.ru/doc/34011.html
  3. Рязанцева И.В. Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей [Электронный ресурс] / И.В. Рязанцева. Электронная статья. Режим доступа к статье: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/04/21/organizatsiya-kanikulyarnogo-otdykha-ozdorovleniya-i

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *