МБОУ “III Мальжагарская основная общеобразовательная школа имени И.А.Федорова”
Утверждаю:
Директор: ___________ Архипов Е.Л.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Кунчээн»
Авторы программы:
Винокурова Л.А.- зам.директора по УВР
Старостина М.И.- начальник лагеря
с. Чкалов, 2016 г
Информационная карта
- Полное название: летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Кунчээн» на базе образовательного учреждения
- Направленность: комплексная
- Продолжительность: 21 день
- Место проведения: МБОУ “III Мальжагарская основная общеобразовательная школа имени И.А.Федорова”
- Сроки реализации: с 5 июня по 26 июня 2016 года
- Количество детей – участников программы: 15 человек
Пояснительная записка
Длительные летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ III МООШ. В нем отдыхают учащиеся 2-9 классов, возраст которых 7-14 лет.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации творческого потенциала.
Пребывание в лагере для каждого ребенка – это время, идеальное для развития творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет детям реализоваться в период летних каникул. Это время формирования у ребят коммуникативных навыков, приобретения новых знаний, навыков и жизненного опыта. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе.
В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
В лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить здоровье и просто отдохнуть. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие и оздоровление детей. Работа летнего лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопонимание детей и воспитателей.
Цель программы: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое и интеллектуальное развитие в летний период.
Задачи:
- организовать разнообразную досуговую деятельность;
- формировать у школьников навыки общения и толерантности;
- утвердить в сознании школьников нравственные и культурные ценности;
- прививать навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья;
- приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление;
- развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования и культуры;
- содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» опирается на следующие принципы:
- Принцип природосообразности: воспитание детей сообразно их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.
- Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
- Принцип креативности: для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Программа способствует созданию всего вышеперечисленного.
- Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
- Принцип коллективности: только общаясь и работая в коллективе, научаясь уважать близкого, стремясь понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.
- Принцип взаимодействия: деятельность участников лагеря направлена на совместное выполнение общего дела.
Участники программы
- Участниками программы являются дети и подростки 7-14 лет, педагогические и медицинские работники.
- Зачисление детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по школе.
- Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
- Работники отряда несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный (март-апрель)
Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону:
– проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
– издание приказа о подготовке и открытии летнего оздоровительного лагеря;
– разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Кунчээн»;
– подготовка методического материала для работников лагеря;
– отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
– составление необходимой документации для деятельности лагеря;
– планирование взаимодействия лагеря с учреждениями культуры, дополнительного образования.
II этап. Организационный (май):
– формирование списка отрядов;
– подготовка реализации программы;
– корректирование планов с педагогами и специалистами.
III этап. Основной. Практический (июнь)
Работа пришкольного летнего оздоровительного лагеря:
– практическая реализация программы;
– вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
– работа творческих мастерских.
IV этап. Заключительный. Аналитический (июль):
– обобщение результатов практической работы;
– подведение итогов смены;
– анализ эффективности оздоровления детей;
– анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
– коррекция программы;
– планирование дальнейшей деятельности.
Обеспечение реализации программы
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
– начальник лагеря
– воспитатель
– преподаватель физической культуры
Политику летнего оздоровительного отдыха определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются учитель начальных классов, хореограф, учитель физической культуры.
Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха:
- Начальник лагеря – общее руководство летним оздоровительным отдыхом.
- Медицинский работник – оказание медицинской помощи, профилактика здорового образа жизни детей.
- Воспитатель – развитие и воспитание детей лагеря, изучение их личности, сплочение дружного коллектива, воспитание толерантного отношения друг к другу.
- Преподаватель физической культуры – организация спортивно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья средствами физической культуры и спортивными часами.
Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МБОУ «III МООШ им.И.А.Федорова»
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказ директора школы.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
Материально-техническое обеспечение
– Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
№ | Помещение | Применение |
1 | Кабинет | Комната отдыха. |
2 | Спортивный зал | занятия спортом, состязания, линейка
( в случае плохой погоды) |
3 | Спортивная площадка | проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады. |
4 | Столовая при МБОУ «III МООШ» | Завтрак, обед |
5 | Методический кабинет | Зал заседаний |
– Материалы для оформления и творчества детей.
– Наличие канцелярских принадлежностей.
– Аудиоматериалы, видеотехника, мультимедийный проектор, экран, ПК, цифровые ресурсы (CD, DVD).
– Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Содержание программы
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Достижения отдельных детей отмечаются вручением «капитошек» – маленькие весёлые капли дождя.
Кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня.
Задача смены: накопить как можно больше «капитошек» и собрать все солнечные лучи.
На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, а «капитошки», собранные детьми, в его лучах образуют радугу.
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
- Физкультурно-оздоровительное
- Экологическое
- Художественно – эстетическое
- Патриотическое
- Образовательное и досуговое
- Правовое
- Трудовая деятельность
Формы организации деятельности детей
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
Праздники
Конкурсы Экскурсии, походы Спортивные соревнования КТД |
Отрядные огоньки
Беседы, КТД Спортивно-оздоровительные процедуры Создание и реализация проектов |
Индивидуальные беседы
Выполнение учебно-исследовательских работ Создание и реализация проектов
|
Физкультурно–оздоровительное направление
Задачи:
– сохранение и укрепление здоровья детей;
– вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
– выработка и укрепление гигиенических навыков;
– расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
– ежедневный осмотр детей медицинским работником;
– утренняя гимнастика (зарядка) – проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день;
– принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
– ежедневное привитие культуры личной гигиены;
– организация здорового питания детей;
– пешеходные экскурсии, походы;
– беседы, игры, викторины по профилактике здорового образа жизни (личная гигиена, правильное питание, соблюдение режима дня, занятия физкультурой и спортом, отсутствие вредных привычек (в том числе курение, алкоголизм, наркомания));
– спортивно-массовые мероприятия:
- спортивные игры на спортивной площадке,
- подвижные игры на свежем воздухе (включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки; способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы),
- эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»),
- тематический день «Малые Дети Азии».
Экологическое направление
Задачи:
– расширение кругозора детей, обретение новых знаний о родном крае;
– привитие навыка бережного отношения к своей малой Родине;
– повышение уровня пропаганды здорового образа жизни, уровень экологической культуры детей.
Основные формы организации:
– Экологический десант
– «Зеленый патруль»
– «Экологическое ассорти»
– Участие в экологических акциях
Художественно – эстетическое направление
Задачи:
– пробуждение в детях чувства прекрасного;
– формирование навыков культурного поведения и общения;
– привитие детям эстетического вкуса;
– развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
– развитие креативности детей и подростков.
Основные формы организации:
– изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, стенгазет, конкурсы рисунков);
– творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!», «Лучшая пародия»; караоке);
– игровые творческие программы;
– творческие игры;
– праздники;
– коллективно-творческие дела («Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»);
– мастер-классы (ЦДТ, выставочный зал).
Патриотическое направление
Задачи:
– пробуждение в детях чувства любви к родине, семье;
– формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
– формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
– возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы организации:
– походы;
– марафон сказок народов России, родного края;
– День России. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»;
– беседа «Символика Российской Федерации»;
– фотовыставка «Красивейшие места родного села»;
– игра «Зарничка».
Образовательное и досуговое направление
Задачи:
– развитие мотивации к познанию, творчеству;
– приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках;
– повышение социальной активности, уверенности в своих силах и талантах;
– повышение творческой активности детей;
– расширение кругозора детей;
– повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм поведения.
Основные формы организации:
– отряд «Эрудиты»;
– разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, шарад;
– викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»;
– интеллектуальная игра «Эрудит»;
– конкурсы – игры «Счастливый случай», «Поле чудес»;
– игры по станциям;
– КТД;
– конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»;
– мастер-классы;
– итоговая выставка поделок, рисунков, сочинений.
Правовое направление
Задачи:
– расширение знаний о своих правах и обязанностях;
– отработка навыков безопасного поведения в обществе;
– повышение ответственности за дела и поступки.
Основные формы организации:
– беседы-практикумы, беседы-игры (по технике безопасности, профилактике травматизма (в том числе дорожно-транспортного), пожарной безопасности, ПДД, о предупреждении правонарушений и об ответственности несовершеннолетних, по основам безопасности жизнедеятельности);
– проведение учебной пожарной эвакуации лагеря;
– встречи с сотрудниками ГИБДД с проведением игровых программ;
– мероприятие «Безопасная дорога»;
– инструктажи для детей:
- «Правила пожарной безопасности»,
- «Правила поведения детей при прогулках и походах»,
- «Правила при поездках в автотранспорте»,
- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»,
- «Правила безопасности при терактах»,
- «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»,
- «По предупреждению кишечных заболеваний».
Трудовая деятельность
Задачи:
– развитие элементарных навыков самообслуживания;
– получение умений и навыков индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
– развитие трудолюбия, других нравственных качеств, уважения и эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы организации:
– бытовой самообслуживающий труд (в том числе в кружках, студиях; дежурство по лагерю, по столовой);
– общественно значимый труд (участие в трудовых десантах и акциях).
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
– огонёк «Расскажи мне о себе»;
– коммуникативные игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись»;
– игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»;
– игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона».
Диагностика
Вводная
диагностика (начало смены) |
Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
– анкетирование; – беседы в отрядах; – планерки администрации лагеря, воспитателей |
Пошаговая
диагностика (в течение смены) |
– цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря;
– беседы на отрядных сборах; – форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение) |
Итоговая
диагностика (конец смены) |
– анкетирование;
– творческий отзыв (сочинение, рисунок « Наш лагерь»); – беседы в отрядах; – цветопись; – народный форум (фабрика достижений лагеря) |
Система самоуправления лагеря
Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.
Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.
Народный форум – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рейтинг– результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.
СМИ лагеря – это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря, мультимедийные презентации; фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций.
Список детей пришкольного лагеря с дневным пребыванием “Кунчээн” на июнь 2016 года
№ | Фамилия Имя | Класс | Дата рождения |
1 | Рафаилова Куннэй | 2 | 19.03.2007 |
2 | Лукин Денис | 3 | 23.10.2006 |
3 | Павлов Далан | 3 | 28.02.2006 |
4 | Слепцов Алексей | 3 | 06.03.2006 |
5 | Соловьева Ксения | 3 | 27.01.2006 |
6 | Трифонов Павел | 3 | 12.01.2006 |
7 | Толстяков Руслан | 3 | 08.03.2006 |
8 | Григорьев Ярослав | 4 | 18.08.2005 |
9 | Федоров Эдуард | 4 | 18.08.2005 |
10 | Олесова Дарина | 5 | 09.11.2004 |
11 | Олесова Нарыйа | 5 | 08.10.2003 |
12 | Трифонов Мирослав | 5 | 17.07.2004 |
13 | Слепцова Акулина | 6 | 19.08.2003 |
14 | Самсонова Кристина | 7 | 01.07.2003 |
15 | Лукина Валерия | 8 | 04.12.2001 |
Начальник пришкольного лагеря: Старостина М.И.
Элементы системы самоуправления лагеря |
Функции |
Народный форум | Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов |
Час отряда |
Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач) |
Форум лагеря |
Общее собрание лагеря, утренняя и вечерние линейки (поощрение достижений, постановка задач на предстоящий период, освещение деятельности в СМИ лагеря) |
Ожидаемые результаты работы лагеря
– общее оздоровление детей, укрепление их физического, психического, эмоционального здоровья;
– развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
– формирование комплекса необходимых знаний по правилам личной гигиены;
– развитие элементарных навыков самообслуживания;
– развитие лидерских и организаторских качеств;
– развитие мотивации к познанию, творчеству;
– развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
– получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности;
– приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов);
– повышение социальной активности, уверенности в своих силах и талантах;
– развитие коммуникативных способностей и толерантности;
– повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
– расширение кругозора детей, обретение новых знаний о родном крае;
– привитие навыка бережного отношения к своей малой Родине;
– повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм поведения;
– личностный рост участников смены.
Режим дня
9.00 – Прием детей
Солнышко встает – спать ребятам не дает.
9.15 – Утренняя линейка
9.20 – 9.30 – Зарядка
Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
- 35 – Минутка здоровья
10.00-10.20 – Завтрак
Что ты ходишь такой грустный?
Ждет в столовой завтрак вкусный.
10.20 – 13.00 – Воспитательные и оздоровительные мероприятия
Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу
выбежим мы. Ждет нас здесь много забав
интересных, соревнований, прогулок чудесных.
13.10 – 13.40 – Обед
Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
13.40 – 14.50 – Занятия по интересам, игры
Кто – то любит танцевать, кто-то петь и рисовать.
Только бездельники маются, а ребята делом занимаются.
15.00 – Линейка
За день мы устали, скажем: «До завтра, До свидания!
Система контроля за реализацией проекта
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1.
|
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. | Май | Начальник лагеря |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | воспитатель |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, воспитатель |
4. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | воспитатель |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета на входе
- Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
- Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится:
а) петь,
б)танцевать,
в)рисовать,
г)смотреть телевизор,
д)играть,
е)заниматься спортом
ж) что-то ещё?
- Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
- Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
- Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере?
- Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
- Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
- Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Анкета на выходе
- Чему ты научился в лагере:
а) выучил песню,
б) научился танцевать,
в) играть в шашки,
г) шахматы
д) чему-то другому, назови?
- Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
- Ты пойдёшь на следующий год в лагерь?
- Если не пойдёшь, то почему?
- Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
- Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
- Понравилось ли тебе, как кормили и готовили в лагере?
- Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
- Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
- Кто твой друг среди ребят?
- Среди взрослых?
- Что особенно понравилось в лагере:
а) спортивные мероприятия,
б) туристическая эстафета,
в) праздники,
г) экскурсии,
д) походы?
Экран настроения
Развитие детей 7-11 лет
Физическое воспитание
– рост девочек опережает мальчиков
– в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее
Особенности поведения
– стремление повелевать у мальчиков, подчиненность
у девочек. – энергичны ,быстры в действии, настойчивы ,
инициативны – часты беспокойные состояния, дети нуждаются
в постоянной деятельности.
– стремятся к большой мускульной активности
– любят коллективные игры
– шумны, спорят
– влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к критике
– интересы постоянно меняются
– мальчики играют с девочками, стремятся к соперничеству
– осознают нравственные нормы
Советы воспитателю
– дети нуждаются в поощрении и похвале
– организация коллективных игр, занятий по интересам
– организация разумного руководства, разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру
– стремление ответить на многочисленные вопросы детей.
Развитие детей 11-14 лет
Физический рост и развитие
– девочки обычно выше мальчиков
– половое созревание
– быстрый рост мускулатуры
– переутомление опасно
– девочки менее активны
Особенности поведения
– мальчики склонны к групповому поведению
– дети испытывают внутреннее беспокойство
– антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
– мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
– дисциплина может страдать из-за «группового авторитета»
– стремятся к соревновательности, подчиняют свой интерес мнению команды
-сопротивление критике
Советы воспитателю
– организация коллективных игр различных для мальчиков и девочек
– предпочтение спортивным играм
– использование общего энтузиазма при порученных заданий.