МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН “ Хангаласский улус”.
МБОУ «III Мальжагарская основная общеобразовательная школа имени И.А.Федорова»
Каникулярная школа «Все в моих руках»
Авторы: Старостина Мария Ивановна, Винокурова Лена Анатольевна, Архипова Инна Владимировна, Архипова Роза Егоровна
Актуальность
- В рамках проекта Закона Республики Саха (Якутия) «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)» особо подчеркивается о государственной поддержке по развитию табунного коневодства, растениеводства, животноводства.
- Еще в 1912 году А.Е. Кулаковский отмечал, что «…программы существующих школ слишком чужды нам, слишком не приложимы к нашей жизни… Нужны школы в каждом улусе с программой, соответствующей действительным потребностям нашей жизни». Ведь смысл современного образования заключается в том, чтобы окультурить и возделать свой собственный социум, возделать свое ближайшее место жизни, помочь своему селу в его развитии. На решение вышеизложенных проблем направлен проект «Каникулярная школа», который выстраивается как взаимодействие взрослых и детей во внеурочной деятельности.
- В последнее время идет отток молодежи от села в город. В последствии чего нет перспективы дальнейшего развития села, исчезают традиционный уклад жизни народа саха. В связи с этим идет демографический спад и «старение» жителей села.
Проблема
- Современная молодежь пробуя себя в других разных видах деятельности, не находят род деятельности, заполняют ряды безработных и все больше отдаляются от уклада в сельской жизни.
- Бесценный опыт культурного самосохранения нации должен быть востребован и реализован в содержании образовательных программ.
- Цели и задачи:
- Организация каникулярной школы «Все в моих руках» (для учащихся 5-9 классов)
- Подготовка учащихся к сельской жизни средствами современных бизнес – технологий;
- Привитие практических компетенций в области бизнеспланирования;
- Формирование экономической грамотности и социокультурных компетенций;
- Осознание необходимости предпринимательских умений и навыков для жизни в селе;
Содержание проекта:
- Суть каникулярной школы «Все в моих руках» заключается в привлечении родителей как «Заказчик», а школу – «Исполнитель». Проект разработан для учащихся 5-9 классов, и во время каникул на добровольной основе с ними проводятся занятия проектно – исследовательского характера. Например, произвести математические расчеты по подсчету прибыли, расходов с традиционных промыслов, изготовления изделий, теоретические знания по бизнес планированию, практические – приобретение средств и материалов. Всего занятий – 18 часов в год.
Этапы реализации проекта:
- 1 этап: организационный (констатирующий) – 2015
- 2 этап: внедренческий – 2015-2016гг;
- апробация;
- анализ
- 3 этап: заключительный – 2016 г.
1 этап. Организационный этап
- Цель: разработка и составление плана работы по направлениям каникулярной школы
2 этап. Внедренческий
- Цель: реализация программы каникулярной школы.
- Осенняя школа – Стартовый контроль знаний по бизнес – планированию (начисление себестоимости готовой продукции, реализации и получение прибыли);
- Зимняя школа – Получение теоретических и практических знаний и навыков (теоретические знания по бизнес планированию, практические – приобретение средств и материалов)
- Весенняя школа – Практическая деятельность (изготовление изделий, шефство с СХПК(коневодство), СПК (крупно – рогатый скот) и частными предпринимателями (картофелеводство)
- Летняя школа – «Я умею, я – могу»
3 этап. Заключительный
- Цель: составление методических рекомендаций с другими школами по организации деятельности каникулярной школы (май – июнь)
- Подведение итогов деятельности каникулярной школы
- Проведение семинар – практикум для других школ (городских и поселковых)
Ожидаемые результаты:
- Понимание необходимости использования приобретенных умений и навыков в практической деятельности;
- Вовлечение детей в жизнедеятельность села как равноправных участников сельского социума, упрочнение взаимопонимания между родителями и детьми;
Финансовое обеспечение программы:
- Изучение курса организуется в рамках учебных часов, предусмотренных для реализации внеурочной деятельности.
Рабочий план
№ | Название | Периодичность | Кол-во
часов |
1 | Стартовый контроль | Осенняя школа | 2 ч |
2 | Теория, практика («Экономика одного класса») | Зимняя школа | 3 ч |
3 | «Жизнь моего села» | Весенняя школа | 9 ч |
4 | «Я умею, я – могу» | Летняя школа | 4 ч |
Всего часов | 18 ч |
Календарно – тематический план программы
№ | Темы занятий | Содержание занятий | Методы и формы | Кол-во часов |
1 | Стартовый контроль | Ознакомление с программой проекта. Контроль знаний по бизнес – планированию | Тестирование | 2 |
2 | Кружок «Теория бизнеса» | Теоретические знания по бизнес планированию, практические –ознакомление со средствами современных бизнес технологий, приобретение средств и материалов, составление индивидуального плана проекта (сопоставление цен на исходный материал, расчет расходов, прибыли – смета) | Составление таблицы, схем, беседа, поиск материалов, аудио-, видеоматериалы, презентация | 1 |
«Айтал» | 1 | |||
«Мичийэ» | 1 | |||
3 | Шефство с СХПК(коневодство), СПК (крупно – рогатый скот) и частными предпринимателями (растениеводство) | Встреча, экскурсии с руководителями шефских организаций, под руководством шефских организаций составление проекта детьми | Беседа, интервью, экскурсия, практическое занятие | 9 |
Изготовление изделий | ||||
4 | Подведение итоговой работы. Защита проектов, выставка – ярмарка, | Практическая работа приобретенных навыков (апробация). Подведение итогов деятельности каникулярной школы | Тестирование, презентация, выступление | 4 |
Список использованной литературы
- Нетеса, А. И. Приусадебное хозяйство. Свиноводство / А. И. Нетеса. – М. : ЭКСМО-Пресс, Лик-пресс, 2001. – 208 с.
- Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007.
- Кахикало В.Г., Предеина Н.Г., Назарченко О.В. практикум по разведению животных: Учебное пособие.–2-е изд., перераб.и доп. –Спб.:Издательство «Лань»,2013 – 320с.:ил..ЭБС «Лань».
- Винокуров И.Н. «Традиционная культура народов Севера: продуктивное коневодство Северо-Востока Якутии /Монография/– Новосибирск: Издательство «Наука», 2009. -256 с.
- Ковлеков С.И.Сельское хозяйство Якутии (1946-1970 гг.) – Якутск, 1992.- С.35.